№9(89), 2009 год: Спрашивайте – отвечаем
Возможности и необходимость применения информационных технологий в негосударственных (частных) стоматологических поликлиниках и кабинетах Возможности и необходимость применения информационных технологий в негосударственных (частных) стоматологических поликлиниках и кабинетах
А.А. Прохончуков, Н.А. Жижина, А.В. Алимский, А.Г.Колесник, Н.М. Алябьева, Ю.С. Алябьев, Т.В. Кулаженко, В.А. Сапрыкина Центральный НИИ стоматологии и ЧЛХ Росмедтехнологий, НПП «ВЕНД»
После опубликования в газете «Стоматология Сегодня» двух статей, посвященных перспективам внедрения и применения в стоматологической службе РФ современных информационных технологий [5, 6] как в целом, так и в отдельной стоматологической поликлинике (кабинете), в основном негосударственной собственности (частных), авторы этих публикаций получили многочисленные запросы о возможностях и необходимости применения информационных технологий в большинстве своем именно в негосударственных стоматологических поликлиниках (в том числе в небольших, на три-пять кресел) и отдельных кабинетах (включая форму аренды рабочего места).
Эта проблема приняла общегосударственное значение. Президент РФ Медведев Д. А. провел специальное совещание своей администрации и ведущих руководителей (министров) всех отраслей народного хозяйства [5].
В отношении медицины, по нашему мнению, были предприняты кардинальные меры: разработка и внедрение информационных технологий и главным образом историй болезни и амбулаторных карт было поручено персонально министру здравоохранения и социального развития Голиковой Т. А., которая отреагировала на поручение Президента РФ конструктивно и оперативно: в структуре министерства сразу же был образован департамиент информатизации (рис. 1).

Деятельность департамента информатизации планируется проводить в тесном сотрудничестве и взаимодействии с ЦНИИ организации здравоохранения и информатизации РФ (директор – академик РАМН Стародубов В. И.), а также с Ассоциацией развития медицинских информационных технологий [5, 8] и другими ведущими НИИ, успешно разрабатывающими проблемы информатизации медицины. Например, Институт сердечно-сосудистой хирургии (директор – академик РАМН Бокерия Л. А.), Институт педиатрии и детской хирургии (директор – академик РАМН Царегородцев А. Д.) и с другими разработчиками информативных технологий в здравоохранении и медицине [4, 5]. Предусмотрено централизованное на федеральном уровне создание единого информационного пространства системы здравоохранения и медицины [4-7].
В ряде стоматологических факультетов медицинских академий и университетов, а также крупных региональных стоматологических поликлиниках созданы и успешно работают кафедры и отделения информатизации.
Но все указанные выше стоматологические учреждения и разработанные информационные программы относятся к широкой сети государственных учреждений, а охват негосударственных (частных) стоматологических поликлиник и кабинетов требует дальнейшего решения.
Современная стоматологическая служба РФ и ее ведущие НИИ и учебные институты (ЦНИИС и ЧЛХ, МГМСУ, РМАПО и многие другие) уже давно и успешно разрабатывают проблемы информатизации стоматологии на всех уровнях – от НИИ и до стоматологических поликлиник [5, 6].
Коллектив специалистов ЦНИИС и ЧЛХ совместно с сотрудниками ряда ведущих региональных стоматологических учреждений (стоматологические факультеты медицинских академий и университетов, республиканские и областные стоматологические поликлиники и т. п.) на протяжении многих лет (с 1985 года) поэтапно разработал полный комплекс программного обеспечения информатизации стоматологии [4, 6]. Все разработанные материалы объединены в комплекс прикладных программ (рис. 2).

Рис. 2. Схема автоматизированной (компьютерной) локальной вычислительной системы стоматологической поликлиники
Отличительной особенностью разработанных информационных технологий в ЦНИИС и ЧЛХ является использование совокупности классических трудов группы российских ученых: лауреатов Ленинской премии академика Анохина П. К. (теория функциональных систем, медицинская кибернетика), лауреата Нобелевской премии академика Пригожина И. Р. (теория нечетких множеств), лауреатов Ленинской премии, Героев Социалистического Труда – математика, академика Лебедева С. А., (компьютерные системы) и адмирала инженера-академика Берга А. И. (компьютерные системы, кибернетика), разработанный способ оказался весьма эффективным для решения комплекса проблем клинической стоматологии: дифференциальная диагностика, выявление патогенетических факторов заболеваний и факторов риска, профессиональных рисков, определение и обоснование показаний патогенетической терапии, в том числе с помощью лазерного и магнитолазерного излучений [3-6]. Разработанные программы особенно эффективны для молодых врачей, еще не накопивших достаточного клинического опыта диагностики и лечения стоматологических заболеваний [4-6].
В области стоматологи в РФ имеется порядка 20 стоматологических частных поликлиник, применяющих различные компьютерные системы информатизации в организационной и лечебной работе производства различных (в основном зарубежных) фирм. Эти программы имеют существенные отличия друг от друга как по техническому исполнению, так и особенно по охвату изучаемых показателей работы поликлиник. Основная часть программ посвящена оформлению финансовой деятельности поликлиник, ведению расчетов с пациентами, затрат на инструменты и расходные материалы. Часть поликлиник осуществляет с помощью информационных технологий повышение качества оказания лечебной помощи: диагностика, применение высокотехнологичного оборудования, эффективных материалов и способов лечения и т. п., в автоматизированном режиме [1, 8].
Пока еще в этом формате вопрос не решен, поэтому, несомненно, будет полезным воспользоваться имеющимся опытом ряда дружественных стран Европейского союза (ЕС). Например, наиболее эффективно информационные технологии развиты в Великобритании, Нидерландах, Дании, Германии, Чехии, Венгрии, Польше других странах ЕС. В ряде стран у членов нашего коллектива авторов имелись возможности лично знакомиться с этими разработками [4-6].
Общая, основная схема поэтапного освоения, внедрения, развития и систематического применения в работе небольших стоматологических поликлиник по типу малых предприятий (или малого бизнеса) построена следующим образом. Рассмотрим эту модель в формате конкретного специалиста.
Еще обучаясь на стоматологическом факультете, студент, изучивший и освоивший работу на компьютере, включая интернет, начинает свою профессио-нальную деятельность с приобретения персонального компьютера и использования его как основного инструмента своей профессиональной деятельности на всех этапах и во всех разделах своей профессиональной работы.
Важным моментом является согласно местному законодательству регистрация врача (уже имеющего врачебный диплом) в качестве индивидуального предпринимателя. Этот акт оформляется выдачей врачу электронной подписи, являющейся государственным юридическим элементом для последующего оформления всех действии и юридических оформлений – от заключения необходимых договоров до подписания всей, включая медицинскую, документации по работе в качестве практикующего врача.
Вторым действием является приобретение или аренда, в зависимости от наличия средств, собственных, например, заработанных по дополнительной приработке, выделенных родителями (родственниками), спонсорами или по кредиту в местном банке. Этот кредит оформляется по интернету (или местной, региональной) компьютерной сети, не выходя из дома, благодаря электронной помощи.
По новостным и другим сайтам врач подбирает подходящее по его возможностям помещение для организации стоматологического кабинета или приобретает уже функционирующий кабинет, аренду рабочего места в работающей стоматологической поликлинике и т. д. Одновременно оформляется договор на техническое обеспечение помещения поликлиники: электро-, теплоснабжение и другие виды обеспечения помещения.
Через фирму (салон), торгующую стоматологическим оборудованием, медикаментами, материалами, инструментами и другим оборудованием (по типу интернет-магазина), оформляется договор и производится оплата необходимых оборудования и опций.
Если требуется, в зависимости от характера стоматологической помощи пациентам оформляют обучение (сертификацию) по какому-либо определенному разделу стоматологии.
Через интернет или местные СМИ врач дает извещения о проведении приема – профилактики и лечения пациентов по определенным разделам стоматологии с соблюдением местного законодательства по здравоохранению, включая соблюдение профессиональной ответственности, профессиональных рисков и т. п.
Вся работа по оформлению необходимых данных о пациенте, а затем ведение амбулаторной карты проводится исключительно на компьютере, примерно по образцу, опубликованному нами ранее (рис. 2).
Оформление врачебной стоматологической деятельности может иметь некоторые варианты, например два-три молодых врача (терапевт, хирург, ортопед-ортодонт) объединяются в группу и проводят прием по графику с использованием общего стоматологического оборудования, что намного снижает эксплуатационные расходы и, следовательно, повышает выручку и прибыль. Кстати, все виды оформления выплат налогов на деятельность кабинета (рабочего места) оформляется в местной налоговой инспекции по интернету. Налоговая инспекция также по интернету входит на сайт конкретного врача и снимает необходимые показатели и лишь при обнаружении каких-либо неточностей, нарушений и т. п. общается к врачам.
Таким образом, применение информатики в стоматологии может успешно осуществляться на самом высоком научно-техническом уровне, по типу hi-tech, о чем свидетельствуют опубликованные материалы: так работают тысячи врачей не только в ЕС, но и в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других странах.
Системный анализ изложенных материалов [4, 2, 8] показывает, что имеется вполне обоснованная необходимость объединить все имеющиеся программы информатизации стоматологических поликлиник, включая ЦНИИС и ЧЛХ в единую стандартную федеральную программу, функционирующую в едином информационном пространстве здравоохранения и медицины [7]. При этом имеется реальная возможность построить конструкцию единой для стоматологии информационной программы по принципу объединения всех положительных качеств разрозненных программ с исключением неэффективных разделов.
Литература
1. Кузнецов П. П., Столбов А. П. Информационные технологии в здравоохранении Европейского Союза, США
и Канады // Врач и информационные технологии. 2007. №6. С. 69-72.
2. Митин В. С. Опыт компьютеризации частной клиники // Информационные технологии в медицине. 2003. №1 (5). С. 17-20.
3. Прохончуков А. А. Стоматология: факторы риска взаимосвязаны // Мед. вестник. 2006. №23/24. С. 23.
4. Прохончуков А. А. Возможности стоматологии в реализации национальных проектов «Здоровье» и «Образование» // Стоматология Сегодня. 2006. №6. С. 40-42.
5. Прохончуков А. А., Жижина Н. А., Алимский А. В. и др. Новые возможности и перспективы информатизации
стоматологии // Стоматология Сегодня. 2009. №5. С. 50-52.|
6. Прохончуков А. А., Жижина Н. А., Колесник А. Г. и др. Автоматизированная вычислительная (компьютерная) система стоматологической поликлиники // Стоматология Сегодня. 2009. №7. С. 43-44.
7. Стародубов В. И., Путин М. Е., Пачин М. В. К вопросу создания отраслевого единого информационного пространства // Врач и информационные технологии. 2004. №3. С. 4-8.
8. Эльянов М. М. Медицинские информационные технологии. Каталог. Вып. 1-10. – М., 2009.
Компания «Автоматизация менеджмента» предлагает комплекс программ для стоматологических клиник, кабинетов и врачей частной практики
Наименование
программы Назначение
и функции программы Цена,
тыс. руб.АМ-Стоматология (сетевая) Многопользовательская система автоматизации для администратора, врача, кассира, руководителя 30,0АМ-Стоматология (базовая) Однопользовательская система автоматизации для администратора, врача,
кассира, руководителя 15,0АМ-Стоматология-Регистратура Система для автоматизации работы регистратуры 5,0
Эти три программы позволят Вам осуществить плавный, последовательный и мало затратный переход от автоматизации регистратуры к полномасштабной системе для клиники в целом.